Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с основными положениями нового СанПиН 2.4.2.3286-15
Деятельность образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, адаптированные для ребят с ограниченными возможностями, регламентируется соответствующими законами и нормативными актами, направленными на поддержание качества подготовки обучающихся, а также охраны их здоровья и обеспечения комфортных условий обучения. Все эти документы регулярно пересматриваются, после чего в них вносятся изменения, о которых все участники образовательного процесса уведомляются тем или иным способом.
Не являются исключением и Санитарно-эпидемиологические требования к организации и условиям обучения в образовательных организациях (далее СанПиН), санитарные требования одного из которых вступят в силу уже в начале следующего учебного года (1 сентября 2016 года). Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с основными положениями нового СанПиН 2.4.2.3286-15.
Требования, касающиеся общих положений
Ранее деятельность образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями регламентировалась различными СанПиН, санитарные правила которых не распространялись на объекты образовательных организаций, которые находятся в стадии проектирования, реконструкции, строительства или ввода в эксплуатацию. Согласно же СанПиН 2.4.2.3286-15 санитарные правила распространяются не только на действующие, но и на реконструируемые, строящиеся или проектируемые объекты образовательных организаций, независимо от типа их организационно-правовой формы.
Кроме того, новый СанПиН рекомендует при создании детских садов для детей с ОВЗ предусматривать организацию единого образовательного комплекса (детский сад/школа) на одной территории с размещением каждого типа образовательной организации в отдельном здании/блоке.
Также уточняется, что реализация программ дошкольного образования, адаптированных для детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях должна осуществляться в полном соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
Требования, касающиеся размещения организаций для детей с ОВЗ
В СанПиН 2.4.2.3286-15 практически полностью исключены особые требования к нормативным уровням естественного освещения помещений в зданиях образовательных учреждений для детей с ОВЗ. При этом уточняется, что нормативные уровни естественного освещения помещений должны соответствовать санитарным требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.
Что касается организации подходов к зданиям образовательных организаций, то новый СанПиН четко определяет, что пешеходный подход к зданию образовательной организации для детей с ОВЗ от транспортной остановки не должен превышать 500 м. Если же сократить расстояние пешеходного подхода невозможно, то допускается подвоз детей с ОВЗ специально оборудованным транспортом.
Требования, касающиеся оборудования территории
Санитарные требования к образовательным организациям для детей с ОВЗ предусматривают создание комфортных и безопасных условий для обучения:
- организация безбарьерной (доступной) среды, обеспечивающей беспрепятственное передвижение детей-инвалидов;
- организация места стоянки оборудованной специально для перевозки детей с ОВЗ автотранспортных средств на территории реконструируемых или строящихся зданий;
- подходы к зданию и пути движения обучающихся по территории не должны пересекаться с транспортными проездами;
- оборудование специального места хранения или помещения для колясок, санок, велосипедов и т.д.;
- покрытие проездов, дорожек и подходов к зданию должно быть ровным, без дефектов и выбоин;
- уровень искусственного освещения территории в темное время суток должен быть не менее 10 лк (для ребят с нарушениями зрения – не менее 40 лк);
- не допускается расположение на территории образовательных организаций для детей с ОВЗ любых сооружений и построек, функционально не связанных с деятельностью учреждения.
Требования, касающиеся оборудования зданий и помещений
Требования СанПиН 2.4.2.3286-15 регламентируют создание безопасных и комфортных условий не только на территории, но и в здании образовательных организаций для детей с ОВЗ:
-
- не допускается размещение помещений для длительного пребывания детей с ограниченными возможностями в цокольных/подвальных этажах;
- при двустороннем расположении кабинетов ширина коридора должна быть не меньше 6 м, при одностороннем – не менее 4 м;
- площадь помещений для рекреации проектируется из расчета не меньше, чем 1,4 кв.м. на одного ребенка (для зальных помещений – не меньше 2 кв.м. на одного ученика);
- исходя из медицинских показаний, допускается проведение занятий в спальнях, но только при наличии спецоборудования и дополнительных источников искусственного освещения;
- расположение парт в классах может отличаться от стандартов в зависимости от медицинских показаний: например, для слабослышащих учеников допускается расстановка парт полукругом вокруг стола учителя, а для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – расстановка столов с увеличенным расстоянием между рядами.
Требования, касающиеся организации образовательной деятельности и режима дня
СанПиН 2.4.2.3286-15 предусматривает организацию образовательной деятельности и режима дня детей с ОВЗ исходя из их состояния здоровья, индивидуальных возможностей и особенностей психофизического развития. Например, для слабовидящих детей продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не может превышать: для начальных классов – 10 минут, для учеников средних и старших классов – 15 минут. Физическая нагрузка на уроках физкультуры планируется для каждого ученика индивидуально, исходя из его физических особенностей и рекомендаций специалистов.
Для предупреждения переутомления учеников с ОВЗ учебное расписание составляется таким образом, чтобы в среду или четверг получался "облегченный" день. При этом продолжительность уроков не может превышать 40 минут, а перемен – 10 минут (большая перемена – 20-30 минут).
Организация трудового обучения должна предусматривать наличие оборудования и инструментов со специальными приспособлениями, учитывающими образовательные потребности учеников с ОВЗ.
Требования, касающиеся комплектования классов
Вид ОВЗ | Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 1 вариант программ образования | Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 2 вариант программ образования | Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 3 вариант программ образования | Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 4 вариант программ образования |
Глухие дети | Не более 2 детей в условиях инклюзии | 6 | 5 | 5 |
Позднооглохшие и слабослышащие дети | Не более 2 детей в условиях инклюзии |
I отделение - 8 II отделение - 6 |
5 | 1 |
Слепые дети | Не более 2 детей в условиях инклюзии | 9 | 7 | 5 |
Слабовидящие дети | Не более 2 детей в условиях инклюзии | 12 | 9 | - |
Дети с тяжелыми нарушениями речи | Не более 2 детей в условиях инклюзии | 12 | - | - |
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Не более 2 детей в условиях инклюзии | 5 | 5 | 5 |
Дети с задержкой психического развития | Не более 4 детей в условиях инклюзии | 12 | - | - |
Дети с расстройствами аутистического спектра | Не более 2 детей в условиях инклюзии | Не более 2 детей в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 12 учеников) | Не более 1 ребенка в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 9 учеников) | Не более 1 ребенка в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 5 учеников) |
Дети с интеллектуальными нарушениями | - | - | 12 | 5 |
1 вариант обучения – предполагает получение образования в той же среде и в те же сроки, что и ученики без ОВЗ;
2 вариант обучения – предполагает получение образования в пролонгированные сроки;
3 вариант обучения – предполагает получение образования, не соотносящегося с содержанием и итоговыми достижениями учеников без ОВЗ, в пролонгированные сроки;
4 вариант обучения – предполагает получение образования по специально разработанным индивидуальным программам развития.