Программы МВА в последние годы несколько утратили свои позиции в рейтинге самых эффективных программ бизнес-образования. Вместе с этим, широкое распространение стали получать курсы антиМВА, о которых мы сегодня и предлагаем поговорить.
Несмотря на то, что в профессиональной бизнес-среде всегда очень престижным считалось иметь диплом МВА, с начала 2008 года недовольство среди предпринимателей по отношению к традиционным программам бизнес-школ значительно возросло. Это обусловлено тем, что многие топ-менеджеры, прослушавшие эти курсы в последние годы, по мнению собственников предприятий не успевают адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации в бизнес-сфере и боятся рисковать, используя нестандартные решения и креативные подходы.
Кроме того, многие эксперты несколько лет назад выражали обеспокоенность работой школ МВА. Они считали, что современные бизнес-школы выпускают управленцев, ориентированных исключительно на доходность и финансы, а не на нужды потребителей и разработку необходимых рынку в конкретный момент продуктов. Такой подход к обучению в результате может привести к полному краху экономики, уверяли эксперты.
Во многом именно из-за подобных заявлений программы МВА на несколько лет утратили свои позиции в рейтинге самых эффективных программ бизнес-образования. Вместе с этим, широкое распространение стали получать курсы антиМВА, предлагающие бизнесу более узкоспециализированную направленность.
Что такое антиМВА?
В 2010 году при Университете Джонса Хопкинса (США) была основана первая антиМВА школа. Курс обучения кардинально отличался от традиционного образования в бизнес-школе. Вместо уже привычных занятий по маркетингу, стратегии и финансам студенты проходили подготовку по направлениям: "Управленческие решения", "Люди и рынки", "Здоровье", "Энергетика", "Окружающая среда" и др.
Свою нишу программы антиМВА заняли и на отечественном пространстве, где управленцев стали обучать основам тайм-менеджмента, ораторского мастерства, командообразования и прочему. Помимо этого, в программы входит освоение навыков по созданию собственного бизнеса.
Большинство экспертов и преподавателей считают, что современному бизнесу не хватает соблюдения элементарных вещей, которые нередко вытесняются теоретическими знаниями по академическим дисциплинам.
К примеру, онлайн-курсы Badass AntiMBA School включают в себя казалось бы элементарные вещи: в том числе студентов учат, что нужно отвечать на все электронные письма, поступающие от клиентов в течение дня.
Разработчики уверены, что именно взаимодействие с людьми и делает программы антиМВА такими эффективными. Дополнительным преимуществом подобных курсов является тот факт, что их стоимость очень доступна, а временные затраты на обучение минимальны.
Популярности антиМВА способствовало также то, что сегодня работодатели ценят, в первую очередь, опыт своих сотрудников, а не наличие престижного диплома. А поскольку на курсах МВА готовят администраторов широкого профиля без конкретных идей для ведения успешного бизнеса, предпочтение все чаще отдается антиМВА, где студентам дают конкретные знания: как зарегистрировать компанию, как брендировать продукт, что нужно делать для развития предприятия и т.д.
АнтиМВА как инструмент маркетинга
Практически все наслышаны о перспективах, открывающихся перед выпускниками МВА, высоком качестве обучения и знаниях, предоставляемыми бизнес-школами. Но не всякому удается реализовать желание получить престижный диплом. Поэтому, когда люди узнают о возможности получить образование под брендом МВА в более короткие сроки и по низкой цене, они с радостью возвращаются к своей мечте о бизнес-образовании.
Но нужно понимать, что большая часть курсов антиМВА не имеет никакого отношения к широко известным программам МВА. Содержание этих курсов, как по материалам, так и по уровню подготовки/методам преподавания, кардинально отличается от традиционных форм образования. Их разработчики и основатели бизнес-школ признают, что такое название создает хорошую рекламу, поскольку оно весьма престижно смотрится в глазах потенциальных студентов.
Где лучше изучать курсы антиМВА?
На российском рынке сегодня представлен целый ряд известных обучающих курсов и программ антиМВА:
Digital October
Разработчик программы Дмитрий Репин, бывший преподаватель в "Сколково" и Высшей школы экономики. Он полагает, что на сегодняшний день актуальность общих знаний в области менеджмента не подтверждена, и рынку нужны новые инструменты ведения бизнеса, предоставляемые специализированными курсами. В его программе имеется две узкоспециализированные направленности: "Продюсер онлайн-курсов" и курс по обработке больших данных в компьютерных сетях. В ходе обучения предприниматели учатся понимать нужды потребителя в конкретном продукте и разбираться в инновационных технологиях.
Онлайн-курс Badass AntiMBA School
Насчитывает около 20 тысяч подписчиков. Стоимость программы составляет 490 рублей в месяц. Студентов обучают взаимодействию с клиентами и соблюдению элементарных правил делового этикета.
Программа Григория Аветова
Состоит из 12 модулей по разным дисциплинам. Автор курса утверждает, что управленцам нужны конкретные знания от момента регистрации фирмы до развития и брендирования собственного продукта. Стоимость – 600 тысяч рублей.
Программа МГУ "Предпринимательство и инновационное развитие"
Позиционирует себя, как антиМВА. В курс заложены не только основополагающие знания в сфере предпринимательства, но и освоение новых подходов к бизнесу и специальных навыков, соответствующих условиям современной экономики.
Что лучше: МВА или антиМВА?
Падение спроса на программы МВА в последние годы совершенно не означает, что в будущем они исчезнут или уйдут на второй план. Этот вид бизнес-образования обеспечивает предпринимателей необходимыми теоретическими знаниями, позволяющими понять, как работает бизнес и расширить кругозор. Курсы антиМВА в свою очередь дают практические знания более узкой направленности.
Разница между этими двумя формами бизнес-образования настолько велика, что можно с уверенностью говорить о том, что они и в будущем будут существовать, как две параллельные программы, предоставляющие необходимые знания в сфере менеджмента и дополняя друг друга.
Источники изображений: antimbaclub.blogspot.com, ninjamarketing.it, zf.ro