Совершенствование образовательной среды предусматривает как использование самой современной техники, так и применение инновационных инструментов обучения. К таким инструментам относятся конвергентные и природоподобные технологии – технологии будущего, которые в ближайшее время наверняка затронут все сферы деятельности человека.
Скорость развития технического прогресса, вызовы глобализации и постоянно увеличивающаяся взаимозависимость между обществом и технологиями обуславливают потребность в создании новых социальных и экономических моделей, способных соответствовать темпу их возникновения.
Специалисты заверяют, что грядущие изменения в социальной, экологической и экономической отрасли изменят не только производства, но и общество, научные институты и все отраслевые организации. Потребность в адаптации к новым условиям приведет, в частности, к необходимости преобразования и переориентации направлений подготовки кадров и совершенствованию системы образования.
Отметим, что обсуждение вопросов, касающихся совершенствования образовательной среды, совсем недавно проводилось на международном научном форуме с участием ученых из различных стран. Также в работе форума приняли участие помощник президента РФ Андрей Фурсенко, министр науки и высшего образования Михаил Котюкова, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, президент РАН Михаил Сергеев и другие представители федеральных органов власти и организаций.
Что такое конвергентные и природоподобные технологии?
Для получения более полного представления о необходимости перехода на конвергентные и природоподобные технологии следует сначала разобраться, что именно заложено в эти понятия.
Термин природоподобные технологии давно знаком экологам и защитникам природы. Однако до недавнего времени он не использовался на официальном уровне. Основными принципами этих технологий является:
- применение безотходных рекультивируемых технологий;
- сохранение экологии;
- использование технологий в соответствии с законами природы;
- исключение из оборота ГМО и синтезированных биологически активных компонентов.
В понятие конвергентных технологий заложено слияние нано-, био- и информационных технологий. А также включение когнитивной и социальной науки, которые позволят создавать оборудование, методы, инструменты и бизнес-модели, улучшающие экономические показатели, но, вместе с тем, не оказывающие негативного влияния на окружающую среду. В частности, в основу конвергенции заложено снижение уровня загрязненности окружающей среды, повышение человеческой производительности и восстановление баланса в природных процессах и циклах.
Казалось бы, обе эти технологии никакого отношения к образованию не имеют. Однако именно конвергентный подход в образовании поможет преодолеть междисциплинарные границы научного и технологичного знания, сделает все виды информации максимально доступными и эффективными, даст возможность разрабатывать и реализовывать метапроекты и т.д.
Специалисты уверены, что именно эти технологии помогут взрастить кадры, которые с легкостью будут ориентироваться в конвергентном мире и бережно относится к природным ресурсам.
Форум, посвященный технологиям будущего: предпосылки, ожидания и результат
Идея внедрения природоподобных технологий была впервые озвучена на 70-й сессии Генассамблеи ОНН в 2015 году Президентом РФ. Он отметил значимость разработки новых подходов, которые приведут к восстановлению природного баланса между техно- и биосферой.
Основной идеей недавно прошедшего форума было обсуждение текущего статуса развития этих технологий, камней преткновения, связанных с их внедрением, и составления прогнозов на будущее. Однако, несмотря на слова о большой значимости возобновления природного баланса, ни одному из спикеров не удалось предложить каких-либо решений, кардинально отличающихся от существующей ситуации.
Михаил Ковальчук, выступая с докладом на открытии форума, упомянул о важности поиска инструментов обработки данных среди созданных природой решений. Он говорил о возможностях человеческого мозга, превышающих возможности вычислительной техники, о вызовах, связанных с большим потреблением энергоресурсов, а также о попытках ученых, которые заняты созданием квантового компьютера.
Президент РАН в своей речи подчеркнул факт использования человечеством существующих в природе технологий, дублируемых для развития цивилизации. Кроме того, он заявил о необходимости использования существующих технологий для воспроизводства предлагаемых природой решений.
Влияние технологий на образование
Внедрение новых технологий оказывает непосредственное влияние на систему образования и подготовки кадров. Основная проблема, с которой сталкиваются молодые люди – неумение прогнозировать тенденции будущего рынка. Большинство вчерашних школьников поступают в ВУЗы на востребованные специальности. Но из-за того, что производственные технологии развиваются быстрее, чем обновляется программа обучения, по окончанию подготовки молодые специалисты остаются невостребованными. Другими словами, быстро меняющиеся условия обуславливают необходимость поиска комплексных методов обучения.
По словам директора департамента международного сотрудничества при Министерстве науки и высшего образования Игоря Ганьшина, сегодня основной задачей университетов является подготовка кадров, способных разрабатывать новые технологии, и специалистов, умеющих делать из них новые продукты. Также он считает, что сегодня необходимо рассмотреть вопрос включения некоторых элементов программ дополнительного образования к базовым программам. По его мнению, это будет спосбствовать практикоориентированности образовательной системы и созданию программ подготовки специалистов широкого профиля.
Внимание специалистов сегодня также обращено на существенное сближение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. По мнению заместителя директора по научной работе «Курчатовского института» Екатерины Яцишиной, в их институте уже сегодня формируется новая технология, а для исследований и разработки новых технологий привлекаются специалисты из самых разных областей. При этом она отметила, что просто разработки новых технологий недостаточно – дальнейшее развитие человечества требует кардинального преобразования сознания человека.
Свою позицию относительно развития новых технологий в образовании выразила и руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева. Она рассказала о вызовах, присутствующих в Стратегии научно-технического развития РФ и о разработке методов оказания поддержки талантливым школьникам, способным создавать технологии будущего. Также она упомянула об уникальном центре «Сириус» и о необходимости предъявления новых требований к воспитанию и подготовке кадров.
Наряду с другими ораторами, свою точку зрения на форуме высказал и министр науки и высшего образования. В основу его доклада была заложена концепция разрабатываемой сегодня инновационной системы образования. Он рассказал о формировании системного решения, разрабатываемого путем создания единой государственной программы развития высшего и профессионального образования, а также о роли национального проекта в научной отрасли, которому уделяется особое внимание.
Безусловно, будущее лежит за инновациями и компетентными специалистами, подготавливаемыми в соответствии с условиями времени. Но вопрос о включении природоподобных технологий в жизнь общества и о том, как они будут реализованы, пока остается открытым.