Предлагаем вам разобраться, насколько обоснованы слухи об уникальности нового поколения, и как связаны когнитивные способности «поколения Z» с возрастающей популярностью онлайн-обучения.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа школьников, обучающихся дистанционно. Общество, под влиянием недобросовестных СМИ, желающих заработать на сенсации, склонно рассуждать о том, что такие изменения связаны с цифровизацией поколения «Z» - детей, родившихся в ХХI веке.
Действительно, современные дети адаптированы к условиям, которые их окружают сегодня. И было бы странно, если бы ребенок, в силу своего природного любопытства, не интересовался «игрушками», окружающими его на каждом шагу – смартфонами или айфонами, планшетами, электронными книгами и другими достижениями общества эпохи цифровых технологий. И еще более странно было бы, если бы современные дети не воспользовались гаджетами для получения образования.
Исследование НИУ ВШЭ: мифы и реальность
В 2015 году в публикациях компании Microsoft проскользнуло утверждение, что по сравнению с 2000 годом (до эпохи всеобщей компьютеризации) концентрация внимания современных людей снизилась вдвое. Маркетинговый ход всемирной компании моментально подхватила «желтая пресса», не желая оставаться в стороне от «сенсации» и увеличения рейтинга популярности, тиража, а, следовательно – прибыли.
Не потеряли здравого смысла специалисты Института образования ВШЭ, которым пришлось провести исследование, чтобы успокоить взбудораженное общественное мнение. Результаты оказались вполне ожидаемыми:
Стереотип или миф о новом поколении, его многозадачности, большей склонности к суициду и более высокому уровню цифровой грамотности, подтвердился лишь отчасти. Конечно же, современные дети, живущие в окружении цифровых технологий, овладевают навыками ПК раньше, чем начинают ходить и говорить. Но, если бы дети предыдущего поколения имели возможность познакомиться с мобильным телефоном мамы, а не с погремушками, то старшее поколение проявило бы не меньший интерес к окружающей действительности. К тому же, по данным НИУ ВШЭ, современные взрослые не уступают «продвинутым» школьникам в успехах по освоению «цифры», несмотря на то, что в силу возрастных психологических способностей, родителям учиться сложнее, чем детям.
Главным итогом проведенного исследования можно считать вывод о том, что распространение слухов о стереотипах поколений вредит подросткам. Последствия маркетинговых лжеисследований и погоня за сенсациями могут негативно повлиять на будущем подростков: мифы об их исключительности далеки от реальности. Ведь, каждое поколение отличается от предыдущего именно в силу движения прогресса.
Причины популярности онлайн-школ
Из всего вышесказанного следует, что появление и возрастающий спрос на онлайн-обучение – признак технологического прогресса. Дистанционное или домашнее обучение детей, в разных формах, тоже существовало всегда. Дидактический материал и технические средства обучения второй половины ХХ века сильно удивили бы современных школьников. Ведь, их родители, бабушки и дедушки учились считать на палочках, счетах, не имея представления даже о калькуляторах. «Цифра» стала главной приметой времени, как, когда-то, копья и луки, колесо, часы и другие неотъемлемые, ставшие незаметными, предметы современного быта.
Дальше: популярность онлайн-школы слишком преувеличена. Хотя, необходимость дистанционной формы обучения отрицать нельзя. Рассмотрим некоторые факты. Так, в самых известных онлайн-школах России обучается, в общей сложности, около 9 000 детей, а всего в России дистанционное образование получают, примерно, 100 000 школьников.
Надо заметить, что некоторые дистанционные школы отказались предоставить информацию о количестве учащихся.
Не секрет, что в системе образования, как и в любой сфере услуг, присутствует рыночный сегмент. То есть, спрос рождает предложение. Достаточно беглого просмотра рекламы в интернете, чтобы понять: предложений обучаться и получить самые «настоящие сертификаты» в онлайн-школах или дистанционных курсах – более чем достаточно. Часто такая реклама – способ получения дохода, который легко скрывается от уплаты налогов.
Поэтому родители, желающие обучать ребенка дистанционно, должны отдавать себе отчет, что их выбор может оказаться не только бессмысленной тратой денег, но и отрицательно сказаться на ребенке. Выбирая школу, по крайней мере, нужно поинтересоваться наличием разрешающих сертификатов, регистрации в государственных органах контроля.
Безусловно, запрос на дистанционное обучение существует, по объективным причинам, например:
- Для одаренных детей, занимающихся спортом или музыкой, участвующим в гастролях или соревнованиях;
- Для желающих обучаться по специализированным программам;
- Для детей, проживающих в отдаленных районах вместе с родителями, в сложных климатических условиях;
- Для детей с ограниченными физическими возможностями.
Кроме перечисленных причин популяризации дистанционного образования, специалисты называют другие важные причины:
- Доступность образования, создание равных условий, при которых родители и сами ученики могут рассчитывать на выбор лучшего преподавателя и учебной программы, находясь в любом уголке мира;
- Считается, что онлайн-обучение способствует развитию самодисциплины, хотя с этим утверждением можно поспорить – очная форма обучения учит самоорганизации не меньше дистанционной. Но создание комфортной среды, безусловно, имеет значение для достижения результата, а в этом смысле оперативное реагирование учителя, которое легче организовать в режиме «он-лайн».
Волнения родителей о трудностях социализации ребенка при дистанционной форме обучения, отсутствию реального общения со сверстниками в классе сильно преувеличены, как это бывает при внедрении нововведений. Хотя, индивидуальное обучение трудно считать чем-то новым, помня об опыте воспитания детей, например, в дворянских семьях. Как известно, такой опыт, даже при отсутствии компьютерных технологий, подарил миру Пушкина, Достоевского, Бердяева, Дягилева и других великих людей.
Не стоит пугаться цифровых технологий. Они создаются для людей, поэтому нужно научиться их использовать.