Пока школьники с родителями и организаторами детского летнего отдыха обдумывают, как провести летние каникулы, учителя подводят итоги минувшего года. Пандемия, видимо, уже навсегда, внесла поправки в образовательные программы школ, и наступившее летнее затишье – время, чтобы систематизировать внезапный опыт дистанционного обучения, выработать новые, не стихийные правила учебы и работы.
Взвешиваем «за» и «против»
Оставив, на время, в стороне технические сложности, с которыми пришлось столкнуться при переходе на онлайн-обучение. Еще раз обратим внимание на роль школы и учителя в формировании личности ребенка.
Общение
Учеба и воспитание ребенка – два неразделимых процесса: знание – инструмент личностного роста, а воспитание – обучение технике владения инструментом. Учитель дает новые знания, и под его наблюдением дети учатся их использовать. Если бы обучение сводилось к раздаче домашних заданий и проверке их выполнения, то дистанционное обучение было бы придумано еще в Древней Греции, даже без применения современных технических средств. Но, как сказал Аристотель, «человек – существо общественное», а из этого следует, что для нормального развития растущей личности необходимы разноплановые контакты.
Внимание и оценка учителя, одноклассников помогают ребенку оценить себя, и клавиша включения/выключения видеосвязи на онлайн-уроке – условный контакт с одноклассниками, лишающий живых эмоций, которые позволяет пережить реальная школьная среда.
Старшеклассникам не хватает очных уроков, как дополнительной возможности для самоутверждения: «показательное выступление» перед монитором, под пристальными взглядами домочадцев исключаются. К примеру, пассажи, направленные на уроке в адрес учителя, в присутствии одноклассников – бесценный жизненный опыт для подростка, а виртуальное общение исключает элемент внезапности, лишает возможности отработать навыки мгновенного реагирования.
Подросткам, в силу возрастных психологических особенностей, больше, чем малышам не нравятся ограничения в перемещении, сугубо личном общении со сверстниками. Малыши уютнее чувствуют себя дома, но обязательное посещение школы – тоже важный момент социализации, перехода из привычной домашней обстановки во внешнюю среду. Одним словом, школьная среда детям, как будущим членам общества, крайне необходима.
Воспитание ответственности и самостоятельности
Старшеклассникам формат онлайн-уроков пошел на пользу. Это – серьезная подготовка ко вступлению во взрослую жизнь: проверка способности самостоятельно организовать распорядок дня, воспитание ответственного отношения к учебе (будущей работе), усвоение и отработка навыков использования компьютерных программ, которые в скором времени пригодятся в институте или на работе. У подростков уже сформированы основные навыки поведения и представления об учебном процессе, необходимости выполнения обязанностей. Большинство из них уверенно владеют знаниями ПК.
Тем не менее, С. Кравцов сообщает, что старшеклассники в письмах к нему, обращаются с просьбами о сохранении классической формы обучения. Объясняются такие просьбы легко: у подростков, кроме интереса к общению со сверстниками, проявляется «бунтарский дух», свойственный этому периоду развития, и авторитет родителей подвергается критической переоценке. Поэтому возрастает воспитательная роль учителя, его «живого слова», личного контакта с каждым из подростков.
Иначе обстоит дело с учениками младших классов. Выйдя из-под домашней опеки, среди одноклассников, под руководством учителя, малыши получают первые навыки взаимодействия в коллективе, самостоятельного установления личностных контактов. В это время крайне важно, чтобы дети ощущали не безграничную и «слепую» любовь родителей, на которую они привыкли опираться с рождения, а «твердую руку» учителя – взрослого, понимающего человека и профессионала, который не опекает одного из детей, а заботится обо всех, помогает формированию взаимоотношений в коллективе.
С какими проблемами столкнулись учителя на онлайн-уроках?
Постоянное присутствие родителей на онлайн-уроке, когда дети вынужденно находятся дома с родителями или другими старшими членами семьи, а не в классе с учителем, вносит дополнительные сложности. Учителя рассказывают, что в период самоизоляции родители активизировались настолько, что вмешивались в учебный процесс, давая методические рекомендации учителям. При этом, молодые учителя восторженно отзывались о таких нарушениях, считая, что советы родителей, их «свежий взгляд» помогает в работе, а более опытные педагоги жаловались, и – совершенно справедливо, что вмешательство родителей в ход урока подрывает авторитет учителя, нарушает план и ход урока.
Остается добавить к такому факту один комментарий: учитель служит государству, а не интересам частных лиц, и выполняет, в первую очередь, рекомендации вышестоящих образовательных организаций. Хотя формально учитель – не госслужащий, но фактически он реализует государственные задачи – подготовку будущих кадров для всех сфер экономики, граждан, готовых влиться в социум. Так что, вмешиваться в ход урока родители не имеют права, без педагогического образования и соответствующих полномочий. Участие в воспитательном процессе, под руководством учителя, по-прежнему, приветствуется, но во внеурочное время.
К сожалению, в сжатых рамках онлайн-формата, учитель не имеет возможности отследить, кто стоит за спиной учеников и управляет их действиями «по ту сторону экрана».
Другие проблемы дистанционного формата – технические возможности и компьютерная грамотность самих учителей, о которых уже говорено-переговорено. Ведь, это только в областных центрах и столице интернет – норма жизни. В 100-150 километрах от третьего кольца начинается типичная провинциальная жизнь, без бесплатных зон wi-fi, высокоскоростного интернета, с низким уровнем средних зарплат у родителей, в отличие от столичного, не позволяющем приобрести детям планшеты или ноутбуки, особенно – в многодетных семьях.
Провинциальные и сельские школы не могут похвастаться наличием компьютерных классов и IT-специалистов, способных оказать помощь в подготовке материалов для уроков и обучить базовым навыкам владения ПК пожилых, но опытных учителей. Существующие образовательные онлайн-платформы еще находятся в стадии разработки.
Большинство учителей, делясь впечатлениями об уроках, проведенных ими в дистанционном формате, рассказывают, что вынуждены были использовать несколько программ, что замедляет ход урока, заставляет даже самих учителей отвлекаться на технические моменты. Сосредоточенность на технических способах передачи информации отвлекает от основной темы и детей. Приходилось прибегать к помощи родителей, которые не всегда свободны от работы.