Ваш город:

Нужны ли домашние задания?

8 дек. 2019 г.
2
1715

Сторонники и противники отмены домашних заданий появились в разных слоях российского общества. А это значит, что назрел момент для обсуждения этой темы. Ведь, лучше семь раз отмерить, чем потом хвататься за голову и работать над ошибками, которые, как известно, не всегда можно исправить.

Нужны ли домашние задания?

Мнение британских ученых о бессмысленности выполнения домашних заданий докатились до слуха наших новаторов в сфере образования. «Модный тренд», принесенный с Запада (нет пророков в своем Отечестве!), немедленно подхватили ученики и их родители, измученные принудительной зубрежкой и отсутствием свободного времени для семейного общения. Но у идеи об отмене домашних заданий есть и противники. Среди них – вторая группа родителей, педагоги и психологи.

Кто «за» и кто «против»?

Попробуем выявить и проанализировать мнения всех участников, имеющих отношение к выполнению домашних заданий, кроме заграничных ученых. Все таки, они не знакомы с нашим укладом жизни и системой образования, им чужд наш менталитет.

Дети хотят гулять

К мнению детей, конечно, надо прислушаться, но и надо понимать, что среди детворы не наберется и одного процента желающих заменить компьютерные игры или другие любимые развлечения решением задач и чтением программных произведений литературы. Чувство ответственности, все же, больше свойственно взрослым.

И это первый аргумент в пользу домашних заданий: они воспитывают чувство ответственности. Организованность, самодисциплина, навыки для занятий самообразованием – те качества, которые можно воспитать у ребенка систематическим выполнением самостоятельной домашней работы. Учеба – главный труд ребенка. К тому же, учится он для себя, а не для родителей и учителей, и должен это понять и принять – чем раньше, тем лучше.

Мнение родителей

У взрослых не все однозначно. Одни родители возмущенно рассказывают родственникам, друзьям и знакомым по телефону, не замечая присутствия ребенка, что учителя – варвары, которые издеваются над их чадом.

Ребенок, подслушавший разговор, мгновенно осознает, что у него есть «группа поддержки». В его глазах авторитет учителя окончательно подорван. Он начитает считать, что теперь можно не только не выполнять домашние задания, но и на уроки не ходить, или на занятиях положить ноги на стол и плевать в потолок, срывать учебный процесс, мешая другим ученикам.

Вторая группа родителей, напротив, слишком ответственно и строго относится к учебе ребенка. Мечтая сотворить гения, чтобы им гордиться, такие родители каждый день после работы корпят допоздна над учебниками и тетрадками, вместе со своими детьми, невольно вызывая у них отвращение к учебе.

Не забывайте, что родителями становятся однажды и навсегда. Никто не обещал, что будет легко. Детей надо учить и воспитывать, потому что в этом – главный смысл жизни. Можно предъявлять справедливые претензии к работе учителя, но ребенок – ваш, и тратить время и силы на него придется.

О чем думает учитель?

Непосвященным в это трудно поверить, но учителя тоже выполняют домашние задания – всю жизнь, до пенсии, они готовятся к каждому уроку.

Подбирая задания для домашней работы, учитель ориентируется на способности «среднего» ученика. Однако, как показывает практика, «средних» учеников очень мало. Как правило, некоторые школьники успевают выполнить работу за несколько минут, при этом большинству учеников приходится сидеть над ней некоторое время, да еще и вместе с родителями.

Часто случается, что на качество усвоения материала на уроке, кроме уровня способностей ребенка, влияют другие факторы. Например:

  • перевозбуждение в результате активных игр на перемене мешает ребенку быстро сосредоточиться и переключить внимание на урок;
  • физическое состояние, вызванное усталостью из-за нарушения режима отдыха, недомогание и т.д.;
  • ребенок не настроен на урок из-за эмоциональных переживаний разного характера;
  • ученик не понимает, потому что не усвоил предыдущий материал.

Представьте: в классе – 30 человек. Урок длится 45 минут. У учителя есть 1,5 минуты на каждого ребенка. Один отвлекся и пишет под партой sms-сообщение, другой – мечтает, глядя в окно, у третьего сломалась ручка. Что можно успеть за 1,5 минуты с учетом того, что нужно вычесть время на объяснение нового материала, который наверняка не усвоит с первого раза половина класса, по перечисленным выше причинам.

В такой ситуации вся надежда на домашнюю самостоятельную работу, потому что на следующем уроке нужно объяснять новую тему.

Конечно, многое зависит от профессионализма учителя. У него есть 30 секунд в начале урока, которые нужно использовать, чтобы сосредоточить внимание каждого ребенка на себе. Кроме того, при подготовке к уроку нужно учитывать заранее, чем будут заниматься во время урока Оля, Петя и Вася. А это означает, что надо выбрать такую форму подачи материала, которая будет интересна каждому из них, чтобы время не было потрачено впустую.

Что посоветуют психологи?

Современные исследования «механизмов» памяти существенно отличаются от представлений древних педагогов, которые заставляли учеников заучивать урок методом многократного повторения. Тренировка механической памяти современными психологами признана самой неэффективной. Тем не менее, пословица «Повторение – мать учения» не теряет актуальности и в наши дни.

С точки зрения психологии, память устроена таким образом, что сразу после восприятия нового материала наступает период «забывания». То есть, после урока ребенок может никогда больше не вспомнить услышанное, особенно, если он что-то не понял, или слушал новую тему невнимательно.

Необходимость самостоятельного выполнения домашнего задания мотивирует на более внимательное усвоение темы. В этом случае включаются другие механизмы, помогающие извлечь из памяти нужный материал и использовать его. Если ребенок уверен, что на следующий день учитель не будет проверять домашнее задание, то дома не захочет закрепить пройденный материал, выполняя упражнения. А значит, он не сможет качественно усвоить новую тему.

Конечно, полученная информация, даже обрывочная, не исчезает совершенно бесследно благодаря ассоциативной памяти, группирующей явления и предметы вокруг «точки опоры». Чем больше предметов, пробуждающих ассоциативные цепочки, тем ярче образы, тем легче они запоминаются и извлекаются при необходимости из памяти. А поскольку в классной комнате, как правило, обстановка выдержана в минимализме (по санитарно-гигиеническим соображениям, и для того, чтобы дети сосредоточенно смотрели на учителя), ассоциативной памяти практически не за что «зацепиться».

И потом, ребенок в школе проводит далеко не все свое время. Большая часть его жизни проходит в окружении семьи, в уютной домашней обстановке, где комфортные условия лучше стимулируют мыслительные процессы. Другими словами, по мнению специалистов, в процессе выполнения домашнего задания ребенок запоминает больше, чем на уроке.

А если, все таки, отменить домашние задания?

Российская система образования устроена таким образом, чтобы каждый элемент выполнял определенную функцию. Если исключить один, то все сломается, как карточный домик. Поэтому для отмены домашних заданий придется полностью менять систему.

Не факт, что такие реформы повысят качество образования. Опыт внедрения болонской системы образования уже принес свои «горькие плоды». Тесты облегчили процесс проверки классических контрольных работ и сочинений, письменных и устных экзаменов. Но дети перестали думать, выстраивать собственные логические цепочки, доказывать. Заметно снизился уровень грамотности молодежи: достаточно полистать страницы социальных сетей, чтобы увидеть грубые орфографические ошибки, обедневший лексический запас и западноевропейский сленг, не всегда уместный в тексте. А угадывание вариантов ответа в тестах избавило от необходимости читать произведения в полном объеме и развивать устную речь.

Западный пример был взят на вооружение, разумеется, из лучших побуждений. Но получилось как всегда. Поэтому прежде, чем отменить домашние задания, надо сто раз подумать. Например, о количестве учащихся в классе, чтобы учитель смог больше времени уделить каждому ребенку, сформировать индивидуальное задание, с учетом уровня усвоенного материала, без болонского формализма. И потом, надо подумать, чем занять освободившееся время ребенка, если вдруг найдутся ресурсы для увеличения количества классов и учителей, чтобы дети после уроков были свободны от домашних заданий.

К сожалению, решение этого вопроса не зависит от учителя. Остается надеяться, что чиновники, решающие подобные вопросы, прислушаются к мнению отечественных специалистов, которые в большинстве своем говорят о том, что «домашним заданиям быть».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
25
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1008
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1390
Комментарии
Татьяна
Гость
13 дек. 2019 г., 11:22

Домашнее задание отменять нельзя! Полностью согласна с психологами т.к. сама психолог. Наши школьники выпускных классов готовятся только к ЕГЭ с репетиторами (самозанятыми), саморазвитие блокируется, качество знаний снижается.

Алина
Гость
16 дек. 2019 г., 21:48

Как же без домашних заданий, они закрепляют весь материал пройденный.Ведь темы бывают сложные особенно математика.Дети итак в школе ничего не делают.

Оставить свой комментарий

Ваш город: