По информации, предоставленной ТАСС, Игорь Липсиц, доктор экономических наук, сообщил о том, что его учебник «Экономика» для старших классов не прошёл экспертизу, позволяющую включить пособие в федеральный перечень. Поводом для отказа стало наличие в учебнике примеров, которые «не способствуют любви к Родине».
Стоит отметить, что ранее учебник получил положительные заключения Российской академии образования, Российской академии наук, а также общественной экспертизы. Однако Министерство просвещения РФ, по словам И. Липсица, заказало ещё одну экспертизу, которую проводили три специалиста: преподаватель и два представителя РАО.
По данным газеты «Коммерсант», в заключении дополнительной экспертизы действительно присутствуют такие формулировки, как «Вопросы для обсуждения не способствуют любви к родине», «Приведённые примеры не способствуют любви к Родине» и тому подобное.
Кроме того, автор отмечает, что эксперты «требуют всё изложить в одном учебнике», в то время как он «единственный в стране создал полный цикл учебников по экономике — от 6–7-х до 10–11-х классов». При этом «материал раздвинут по классам, чтобы ребятам было легче все это освоить».
Доктор экономических наук согласен внести некоторое поправки, для того чтобы «у школ не было проблем, если они станут использовать эту книгу как пособие, а не как учебник», однако добавлять «радостные слова про взлёт экономики и патриотический прорыв ради импортозамещения» он не намерен.
В целом автор с предъявленными претензиями экспертов и издательства не согласен и не верит в возвращение в федеральный перечень учебника для 10-11 классов, уточняя при этом, что учебник для 9-го класса пока ещё остаётся в списке рекомендованных.
К слову сказать, новый федеральный перечень учебников был утверждён в конце прошлого года. Число учебников, которых в прежнем списке было более тысячи, сократили по результатам дополнительной экспертизы на треть.
Как отмечает Александр Асмолов, академик РАО, сокращение федерального перечня учебников является нарушением конституционного права на выбор качественного образования, обеспечение которого осуществляется именно за счёт вариативности. Кроме того, в РАО критерии дополнительной экспертизы были признаны несовершенными.